В рамках X Общецерковного съезда состоится пленарное заседание: «Итоги и перспективы благотворительности в России за 30 лет», секции: «Паллиативная помощь и сестринский уход», «Как помочь самым бедным людям?», «Демографический кризис: как будем выбираться?», «Как распространить лучшие практики помощи людям с инвалидностью?».
Панельная дискуссия: «Итоги и перспективы благотворительности в России за 30 лет»
В этом году исполняется 30 лет благотворительности в современной России и 30 лет свободного социального служения Церкви после ее освобождения в 1991 году.
Общество показало: мы можем быть вместе в трудные минуты. В период финансовых кризисов, войн, пожаров, наводнений. Во время пандемии.
За 30 лет к теме милосердия изменилось отношение бизнеса, властей, СМИ.
Благотворительность становится популярной. Даже самые непростые направления – хосписы, помощь людям с ментальными нарушениями, бездомным – теперь все больше на виду. По данным ВЦИОМ, две трети россиян готовы помогать, причем лидируют в этой готовности молодые люди в возрасте от 18 до 24 лет: 84% из них будут рады заняться благотворительностью.
Значительную роль в деле милосердия играет Русская Православная Церковь. Сегодня Церковь – крупнейший организатор благотворительности в России, с самой разветвленной среди НКО структурой социальных учреждений. Заметная часть этих учреждений расположена за пределами России.
Но стало ли милосердным само общество? Счастливы ли люди, живущие в России и сопредельных странах? Почувствовал ли развитие благотворительности бедный нуждающийся человек, особенно если он проживает в маленьком городе или поселке? Какие перспективы открываются для бездомных людей, у которых никого нет, и идти им некуда? На что надеяться рабочим из вымирающей деревни, у которых украли паспорт и зарплату в большом городе? Насколько изменится жизнь семьи, в которой рождается четвертый и пятый ребенок? Какая жизнь сегодня ждет одиноких пожилых людей, которые не могут сами передвигаться? Что будет с детьми с ментальными нарушениями после смерти их родителей? Как смогут добираться до поликлиники пенсионеры из небольших сел; какой прием их ждет у врача, и как скоро они к нему попадут?
В центре благотворительности должен быть человек.
Как поставить во главу угла интересы нуждающегося человека? Личности, а не учреждения?
Вопросы для обсуждения
— Что может сделать Церковь, чтобы милосердие стало подлинной жизнью каждого христианина?
— Что может сделать государство, чтобы в центре внимания оказался самый бедный нуждающийся человек?
— Какие инструменты может предложить бизнес, чтобы сотрудники благотворительных организаций смогли спокойно помогать людям, не думая, чем кормить свою собственную семью?
— Что нужно сделать СМИ, чтобы благотворительность перестала быть скучной и неинтересной темой?
— Какие реформы в социальной сфере нужно запустить или довести до конца прямо сейчас?
— Что могут сделать общественные некоммерческие организации, чтобы их помощь почувствовало больше людей?
— Как поменять социальную атмосферу в маленьких городах и поселках?
Секция: «Паллиативная помощь и сестринский уход»
В России, по данным вице-премьера Татьяны Голиковой, больше 1,2 млн человек нуждаются в паллиативной помощи.
Всем этим людям необходимы качественный уход, медицинская помощь, духовная и психологическая поддержка, забота родственников.
Но только 25% опрошенных (по данным ОНФ) удовлетворены сегодня качеством паллиативной помощи и обеспечением лекарствами.
Что сделать, чтобы исправить ситуацию?
В 2019 году в России был принят федеральный закон о паллиативной помощи, в 2020 году вице-премьер Татьяна Голикова утвердила план мероприятий по повышению качества и доступности паллиативной медицинской помощи до 2024 года.
В планах – развитие инфраструктуры помощи, обучение специалистов, увеличение числа выездных бригад, повышение доступности и качества обезболивания. Также Правительство планирует увеличить число некоммерческих организаций, которые получают господдержку на развитие паллиативной помощи, улучшить паллиативную помощь для уязвимых категорий – людей без регистрации, заключенных.
Русская Православная Церковь активно участвует в развитии паллиативной помощи.
В России и других странах действует более 350 сестричеств милосердия. Cотни сестер милосердия ухаживают за пациентами городских больниц, людьми в интернатах, тяжелобольными на дому. Ассоциация сестричеств Русской Православной Церкви проводит выездные семинары для сестер милосердия и специалистов государственных медицинских учреждений по вопросам ухода.
В церковной Больнице Святителя Алексия действуют два паллиативных отделения на 100 мест, открыт филиал паллиативной помощи в Шуе, в планах – новые филиалы в Жуковском, Переславле-Залесском, Симферополе. С 2018 года в больнице работает лицензированный Учебный центр. В нем готовят младших медицинских сестер по уходу за больными, организуются курсы повышения квалификации медицинских сестер.
Первый в России детский хоспис был открыт протоиереем Александром Ткаченко в Санкт-Петербурге. Также отец Александр открыл детские хосписы в Павловске, Домодедово и в Белгородской области. В планах – детский хоспис в Курской области.
Вопросы для обсуждения
— Государство предлагает свои – во многом оправданные и необходимые меры. Кадры, инфраструктура, лекарства – это крайне важно. Но достаточно ли этого?
— Человеку, который готовится к переходу в вечность, крайне важно видеть и чувствовать человеческое отношение тех, кто его окружает. Можно ли научить состраданию, теплому сердечному участию медицинский персонал? И если да, то как это сделать и кто может этому научить?
— Какова роль Церкви и других некоммерческих организаций в организации паллиативной помощи?
— Какие перспективы развития служения сестер милосердия в России и других странах? Какова их роль в обеспечении ухода за тяжелобольными людьми?
— Какими наработками в вопросах ухода может поделиться Ассоциация сестричеств милосердия Русской Православной Церкви?
— Какой приоритет видит государство и НКО в развитии паллиативной помощи?
— Как обеспечить доступность качественного ухода и паллиативной помощи в регионах – особенно в маленьких городах и районных центрах?
— Какую поддержку развитию сектора паллиативной помощи может оказать бизнес?
Секция «Как помочь самым бедным людям?»
Во время пандемии многие люди потеряли работу, обеднели из-за долгов и кредитов, не смогли больше оплачивать съемное жилье. Доходы семей сократились. В особенно уязвимом положении оказались многодетные семьи. Тяжело было и бездомным: закрылись точки кормления, приюты оказались переполнены.
Русская Православная Церковь поддерживает самые бедные семьи — через 218 православных центров гуманитарной помощи в России и других страны Церковь выдает продукты, одежду. Еще до наступления пандемии средний доход семей, получающих такую поддержку в регионах, составлял 4 600 руб. на человека, при том что чертой бедности в России считается доход в 12 500 руб.
Некоторые общественные организации, призванные помогать людям, сами оказались на грани закрытия: объем пожертвований резко сократился, а число обращений от нуждающихся людей резко возросло.
На этом фоне особое значение приобрело сотрудничество Синодального отдела по благотворительности с крупнейшим производителем одежды в России — компанией Gloria Jeans, а также с фондом продовольствия «Русь». 273 магазина Gloria Jeans по всей России передают для нуждающихся новую нераспроданную одежду предыдущих коллекций в православные центры гуманитарной помощи и епархиальные социальные отделы. В 21 епархии нуждающиеся получают продукты питания от фонда продовольствия «Русь».
Продолжается сбор средств на продукты, организованный в период пандемии Синодальным отделом по благотворительности совместно с порталом «Милосердие.ру». Больше 23 тысяч продуктовых наборов уже передано нуждающимся в 73 епархиях 6 стран.
Темы для обсуждения
— Как Церковь и НКО организуют помощь нуждающимся людям в период пандемии, — как бизнес, государство оказывает помощь самым незащищенным категориям людей, — возможно ли оказание адресной помощи со стороны государства для лиц без документов или постоянной регистрации?
— Может ли государство взять на себя поддержку некоммерческого сектора в части покрытия расходов на текущую, а не проектную деятельность?
— Как работать с человеком, который остался без поддержки, без средств к существованию и психологически подавлен?
— Какие меры необходимы для уменьшения бедности людей?
— Какие программы поддержки бедных людей требуется запустить на уровне страны?
Секция «Демографический кризис: как будем выбираться?»
С каждым днем тема демографии становится для нашей страны все более актуальной: смертность превышает рождаемость, количество абортов только по официальной статистике составляет свыше 520 тыс. в год. Минэкономразвития ухудшило прогноз по убыли населения России. По прогнозам министерства, население России к 2024 году сократится на 1,7 млн. человек относительно 2020 года. При этом министерство указывает, что эти прогнозы учитывают государственные меры по повышению рождаемости.
Вопросы для обсуждения
— В чем причины демографического спада последних лет?
— Какие первоочередные меры необходимо предпринять со стороны государства, чтобы повысить рождаемость в стране?
— Как сократить число абортов в России?
— Роль Церкви в сфере профилактики абортов и защите материнства.
— Как расширить участие НКО в работе по профилактике абортов, какая поддержка государства требуется НКО в этой сфере в первую очередь?
Секция: «Как распространить лучшие практики помощи людям с инвалидностью?»
На сегодняшний день в России, по данным Федеральной государственной информационной системы Федерального реестра инвалидов, около 11,5 млн. человек имеют ограниченные возможности здоровья, и их количество неуклонно растет, а целый ряд проблем остается нерешенными, несмотря на наличие государственной поддержки в области реабилитации и абилитации. До сих пор не введен институт распределенной опеки, пробуксовывает реформа ПНИ, крайне мало проектов сопровождаемого проживания людей с инвалидностью.
В России свыше 400 православных организаций и НКО помогают детям и взрослым с инвалидностью и их семьям. Создаются приходские семейные клубы, реабилитационные центры, дома сопровождаемого проживания для взрослых, организуется отдых для детей.
Каждый год в регионах появляется более 20 новых проектов и инициатив по помощи людям с инвалидностью: в первую очередь в тех регионах, где недостаточно государственной поддержки. Большая часть проектов направлена на адресную помощь нескольким семьям на приходе или добровольческую помощь в домах-интернатах и ПНИ.
Пока не удается изменить систему, но удалось изменить жизнь некоторых детей и взрослых, создав уникальные не только для Церкви, но и для всего общества проекты, такие как Свято-Софийский социальный дом и Елизаветинский сад в Москве, Дом слепоглухих в Новой Москве, Дом сопровождаемого проживания в деревне Раздолье и центр приемных семей «Умиление» в Ленинградской области, «Квартал Луи» и арт-поместье «Новые берега» в Пензе, центры помощи семьям с детьми-инвалидами в Алатыре, Самаре, Ессентуках, Йошкар-Оле и др.
Все они направлены на нормализацию жизни детей и взрослых, часто с тяжелыми формами инвалидности, приобретении ими максимально возможной независимости и самостоятельности и включение их в жизнь общества.
Как сделать так, чтобы эти проекты развивались по всей России? Как распространить лучшие практики помощи людям с инвалидностью?
Темы для обсуждения
— законодательное поле развития долгосрочных проектов помощи людям с особыми потребностями. Закон о распределенной опеке: актуальная ситуация;
— возможность государственной поддержки в развитии долгосрочных проектов помощи людям с особыми потребностями;
— перспективы организации малокомплектных домов сопровождаемого проживания;
— мотивация некоммерческих организаций, создающих долгосрочные проекты помощи людям с особыми потребностями
— образовательные программы по обучению специалистов работе в проектах людям с особыми потребностями
— трудности, возникающие у сотрудников НКО, и пути их решения в реализации долгосрочных проектов помощи людям с особыми потребностями;
— Когда все увидят результаты реформы ПНИ?